Epos ES14N обзор What Hi-Fi?

  • Опубликовано 21 Марта 2023

Бренд Epos был основан в начале 1980-х годов. Он был своего рода инженерным бунтарем, отказавшимся следовать многим традициям конструкций колонок того времени. В ранние годы ассортимент Epos состоял из двух полочных моделей: крупные и относительно дорогостоящие ES14 и более демократичный младший брат ES11.

ES11
ES11

Обе модели обеспечивали исключительное качество звука благодаря ряду интересных инженерных решений, таких как сверхпростые кроссоверные сети (которые использовали только один конденсатор), высокоэффективные драйверы средних/низких частот, спроектированные таким образом, чтобы гладко выдавать звук в верхней части их рабочего диапазона, и хитро сконструированные корпусы.

С течением времени компания Epos сменила несколько собственников, и обе модели были заменены более новыми, с более традиционными дизайнами, которые так и не смогли достичь былых высот. В итоге бренд исчез с горизонта. Однако это может измениться, учитывая, что Epos теперь принадлежит Карлу-Хайнцу Финку — победителю премии What Hi-Fi?! 2022 года в номинации «За выдающийся вклад в индустрию» и известному аудиоконсультанту многих крупнейших производителей динамиков в отрасли, включая такие бренды, как Naim, Tannoy, Wharfedale и Mission.

Карл-Хайнц Финк
Карл-Хайнц Финк

ES14N — это довольно крупный полочный двухполосный динамик, как и оригинал. Оба поколения имеют и другие общие черты, например, металлические твитеры, полипропиленовые конусы для воспроизведения средних/низких частот и заднюю фазоинверторную систему. Но Финк не был заинтересован просто воссоздать обновленную версию оригинала. Он считал, что было бы глупо игнорировать продвижения в области дизайна динамиков за последние четыре десятилетия. В результате во всех аспектах инженерного проектирования ES14N не менее современны, чем сегодняшние конкуренты.

Оба динамика — это новая разработка, специально созданная для этих колонок. Выплавленный методом литья полипропилен, используемый в динамике диамтером 18 см для воспроизведения средних и низких частот, все еще очень напоминает оригинал. Такой размер обеспечивает хороший баланс между расширением басов и способностью воспроизведения средних частот по сравнению с более распространенными вариантами у конкурентов — 20 см или 16,5 см.

В качестве материала для диффузора полипропилен вышел из моды в последние годы. Однако в Epos обнаружили, что при тщательной обработке и изменении толщины в определенных областях результаты могут быть очень хорошими, особенно при использовании диффузора с низкой демпфирующей резиновой окантовкой. Добавление слюды в смесь полипропилена увеличивает жесткость и делает все еще лучше, обеспечивая желаемую комбинацию экспрессии средних частот и отличную динамику басового удара.

Epos ES14N
ES 14N

Оригинальный СЧ/НЧ-динамик ES14 не имел пыльника, и новое изделие также его не имеет. Вместо этого оно оснащено сплошным металлическим фазовым штырем, который, как утверждается, помогает при работе динамика на высоких частотах и вне оси звукового излучения. Медная звуковая катушка диаметром 36 мм на основе TIL имеет двойную обмотку (стекловолокно и эпоксидная смесь), и при создании гибридной ферритово-неодимовой магнитной системы было уделено большое внимание линейности, низкому уровню искажений и минимальному изменению индуктивности при движении конуса. Последнее, кстати, было проблемой в оригинальном дизайне, теперь она решена.

Динамик для высоких частот также был тщательно переработан. Купол имеет диаметр 28 мм, а не 25 мм, как у оригинала. Больший размер означает, что твитер лучше справляется с нижней частью своего рабочего диапазона, что облегчает интеграцию с динамиком для средних/низких частот. Купол изготовлен из алюминиевого сплава и покрыт керамикой для улучшения жесткости.

Epos ES14N
Конструкция твитера

Любой твитер с металлическим куполом имеет сильный резонансный пик, здесь он возникает примерно на частоте 30 кГц. Обычно для демпфирования используется феррожидкость, но в Epos считают, что ее применение чрезмерно повлияет на линейность и динамику твитера. Вместо этого компания решила проблему резонанса с помощью демпфирующего кольца особой формы и тщательно разработанного режекторного фильтра в кроссовере. Движет твитером ферритомагнит, который физически больше, чем более модный неодимовый аналог, но также это означает, что за куполом больше места, что снижает компрессию и гармонические искажения.

Относительно традиционный кроссовер ES14N — это крупное отклонение от философии «простота в первую очередь» более старой модели. В Epos решили, что управление откликом нового динамика предпочтительнее осуществлять электрически, а не механически через динамики. В результате кроссовер стал более сложным, чем прежде. Некоторые поклонники Epos могут возразить против этого изменения, но, как всегда, доказательство в звуке.

Epos ES14N
корпус 14N

Дизайн корпуса также изменился. Объем остался примерно таким же, что неудивительно, учитывая одинаковые размеры басовых драйверов и схожий диапазон частот колонок. Однако новая модель имеет наклонную переднюю панель, которая помогает с временной согласованностью драйверов и снижает накопление внутренних стоячих волн. Наклонная передняя панель также придает колонкам несколько причудливый вид, который вызывает разногласия в нашем офисе.

Корпус имеет двухслойную конструкцию из MDF с демпфирующим клеем между слоями. Наклонная передняя панель склеена и скреплена винтами, чтобы еще больше усилить монолитность конструкции. Добавление в определенных местах внутренних перегородок создает отлично контролируемое пространство для работы динамиков.

Для ES14N доступны три варианта отделки: орех, белый и черный. Хотя крупные черты внешнего вида и функциональный стиль ES14N могут не всем понравиться, нельзя отрицать, что они отлично выполнены и имеют качественную отделку.

Epos ES14N
Отделки и стойки

Производительность любой полочной акустической системы обычно сильно зависит от качества стоек, на которые она установлена. Очевидно, что здесь мы имеем дело с тщательно продуманным проектом, поэтому неудивительно, что Epos выпустили специальные стойки для ES14N. Они имеют разумную цену для своего сегмента рынка и отлично справляются со своей работой, поэтому их следует рассматривать как необходимую покупку.

Стойки Epos имеют многослойную деревянную центральную колонну, склеенную вместе тем же амортизирующем клеем, что и корпус ES14N. Верхняя стальная пластина состоит из двух слоев с амортизационной прослойкой из битума в середине, а основание — более крупная одинарная стальная пластина, на которой расположены четыре массивных шипа. Мы не имеем претензий к общей конструкции стойки, но винты, которые используются для сборки и фиксации динамиков на верхней площадки, не очень хорошего качества. Они быстро оставляют заусенцы, и мы бы предложили заменить их на что-то более прочное.

Совместимость

Любая акустика на этом уровне требует системы высокого класса. Основная часть тестирования проводится на нашей обычном референсном сетапе: музыкальном стримере Naim ND555/555 PS DR, проигрывателем виниловых пластинок Technics SL-1000R/Kiseki Purpleheart и усилителем Burmester 088/911 Mk III. Однако, учитывая цену Epos, имеет смысл попробовать их и с более доступным по цене усилением, поэтому мы также используем усилители Rega Aethos и Naim SuperNait 3 во время прослушивания.

Epos ES14N

В плане расстановки акустики все довольно просто. Хотя их бас контролируется достаточно, чтобы разместить колонки близко к стене, мы предпочитаем расположить ES14N на расстоянии около 90 см от задней стены. Это позволяет максимально использовать их мастштабную сцену и улучшить определение низких частот. Мы рекомендуем держать их подальше от боковых стен, если это возможно, и наклонять их в сторону места прослушивания. Не переборщите здесь, иначе сцена станет перегруженной.

Звук

Для нас акустические системы ES14N стали чем-то вроде медленно горящего фитиля. Удивительная четкость и точность звучания становятся ясными сразу, но наше первое прослушивание было немного омрачено тем, что верхние частоты звучали неровно и слишком тонко, а динамика в целом была немного сдержанной. К счастью, это впечатление со временем меняется, когда колонки прирабатываются, и тогда они начинают звучать гармонично и сбалансированно. Верхние частоты становятся более спокойными и прекрасно интегрируются с серединой, предлагая такое же плавное исполнение, какое мы ожидали услышать на этом уровне. Динамика также значительно прибавляет в выразительности.

Эти полочные колонки отличаются великолепной аналитической составляющей, контролем и организацией звучания. Если дать им сложную запись, например, «Весну священную» Стравинского, то они заглянут глубоко в ее звуковой поток, раскрывая низкоуровневые инструментальные детали и динамические нюансы, которые многие конкуренты просто игнорируют.

ES14N звучат смело и уверенно, не паникуя даже на самых сложных музыкальных произведениях. При увеличении громкости они остаются сбалансированными и собранными, а при низком уровне звука — убедительными. Иметь хорошее звучание на низком уровне громкости — это редкий талант, который мы очень ценим. Всегда будут моменты, когда вы не сможете слушать музыку на максимальной громкости, и эти колонки не будут вас за это штрафовать.

Мы впечатлены широким динамическим диапазоном ES14N и их способностью воспроизводить симфонию с полной уверенностью. Немногие конкуренты справляются с этим так же хорошо. При правильной установке они проецируют обширное звуковое поле.

Epos ES14N

Количество баса, предоставляемое ES14N, приятно сбалансировано с остальным диапазоном частот.

Часто производители высококлассных полочных колонок стремятся к доминирующему количеству басов, чтобы произвести впечатление. Недостатками часто являются несбалансированность и нечеткость. Разумный подход ES14N означает, что они не страдают от этих проблем.

Мы переключаемся на альбом Heligoland группы Massive Attack, и колонки Epos продолжают блистать. Они звучат четко и ясно при воспроизведении этой музыки, демонстрируя достаточный удар и ловкость при необходимости. Нам нравится открытый и четкий средний диапазон ES14N и естественный способ, которым они воспроизводят вокал.

В идеальном мире мы хотели бы большей ритмичности. Оригинальные модели Epos считались исключительными в этом отношении (в то время), но новые более точно описываются как уверенные, а не энергичные. Это проблема? Мы так не думаем. Музыка все еще захватывающая, и мы слушаем все наши тестовые треки до конца, что всегда является хорошим знаком.

Во время нашего знакомства с ES14N, мы прослушали широкий диапазон музыки и они нас никогда не подводили. Звучание достаточно грубое, чтобы отыграть Nirvana, а также мы получаем правильную изысканность и утонченность, когда наслаждаемся музыкой Arvo Pärt (прекрасными альбомами Litany и Tabula Rasa, если вас интересует конкретика). Разрешение Epos становится заметным с Tabula Rasa, которые могут звучать слишком резко, но не в данном случае.

Вердикт:

Всегда трудно оценить, когда производители возвращают знаменитое имя из прошлого. В таких обстоятельствах часто преобладает ностальгия, и всегда будут те, кто предпочтет оригинал. В прошлом у нас была пара оригинальных Epos ES14, и мы их любили. Мы можем сказать, что новые модели во многих отношениях существенно отличаются и во всех отношениях значительно превосходят предшественников, как и должно быть, учитывая более высокую цену и прогресс, достигнутый в конструкции динамиков за десятилетия.

Epos ES14N

На наш взгляд, наиболее важным является то, как эти колонки звучат в сравнении с конкурентами на современном рынке. В этом отношении ES14N лучше других. Они прекрасно сбалансированы и аналитичны, они предлагают всестороннюю производительность, которую мы не слышали у других конкурентов в этом ценовом сегменте. С возращением, Epos!

ОЦЕНКИ

  • Звук: 5/5
  • Конструкция: 5/5
  • Совместимость: 5/5

Источник: What Hi-Fi?

Посмотреть в каталоге: ES14N