Акустические системы Epos ES14N. SalonAV

  • Опубликовано 24 Апреля 2023

Автор: Руслан ТАРАСОВ

Производители аудиотехники иногда придают современным системам черты моделей-легенд, чтобы привлечь покупателей. Однако сейчас перед нами нечто иное — колонки, не похожие на предшественников, но продвигающие их же инженерную концепцию, реализованную на более высоком современном уровне. А такие переиздания представляют очень большой интерес.

Epos ES14N

ОТКРЫВАЯ ЗАНОВО

Epos ES14NEpos давно не радовала новинками. Некогда весьма популярная британская марка (не путать с одноименными швейцарскими часами и датским производителем игровых гарнитур) выпускала относительно недорогие, но весьма стильные и хорошо звучащие акустические системы. Однако со временем Майк Крик, основатель компании, переключился на проектировании электронных компонентов и, в конце концов, решился на продажу своего акустического бренда.

Три года назад Epos объявила о переходе в собственность инжиниринговой компании Fink Audio Consulting (известна тем, что проектировала акустику по заказу таких брендов, как Mission, Naim, Q Acoustics и Tannoy). Новый владелец, Карл-Хайнц Финк, сразу заявил, что намерен начать с нуля: выпускаемые модели были сняты с производства, складские запасы распроданы, но ожидаемого дилерами быстрого перезапуска модельного ряда Epos так и не произошло.

Однако Карл-Хайнц не обманул. Он решил вернуться к самым истокам бренда и вместо разработки очередных бюджетных колонок взялся неспешно конструировать нечто особенное. Причем он это делал — беспрецедентный случай! — в открытую, детально описывая свои идеи, макеты и даже результаты измерений в личном блоге karl-heinz-fink.de.

Epos ES14N

В итоге на создание одной стендовой модели у него ушло более двух лет. Это, кстати, и объясняет, почему «Эпосы» от Финка, впервые показанные на прошлогоднем мюнхенском High End Show, а теперь представленные и в России, получились гораздо дороже тех моделей, что проектировались прежней командой Майкла Крика. Интеллектуальные вложения на единицу выпускаемой продукции оказались просто не сопоставимыми.

Антиретро

В своём описании новой конструкции производитель дает отсылку на оригинальные Epos ES14 середины восьмидесятых, получивших высокие оценки даже у самых притязательных аудиофилов. То, что вы видите на фото – совершенно новая разработка, а не косметическое обновление, поэтому от оригинала осталось не так много. Обе модели представляют собой крупные двухполосные полочники с тыловым фазоинверторным портом. Излучатели также имеют общие черты: в обоих поколениях используются мидбасы с 18-сантиметровым (7 дюймов) полипропиленовым диффузором. А вот твитеры разные: современный ES14N имеет 28-миллиметровый купол из анодированного алюминия, в то время как у оригинала был стандартный дюймовый.

Его полипропиленовый диффузор имеет переменную кривизну и толщину для выравнивания градиента давления.

Робин Маршалл, основатель Epos и автор первых культовых систем, не случайно выбрал столь специфические драйверы, да ещё с полипропиленовыми диффузорами вместо классической бумаги. До этого он занимался проектированием контрольных мониторов для BBC и пришел к выводу, что именно такой калибр оптимален для согласования с пищалками при использовании разделительных фильтров первого порядка (они не «перекручивают» фазу, как схемы с высокой крутизной).

Epos ES14NEpos ES14NEpos ES14NEpos ES14N

Финк принципиально решил идти тем же путем, но использовал тщательные компьютерные расчёты для согласования головок и кроссоверов. Так он пришел к пониманию, каких именно характеристик нужно добиться от динамиков для работы с фильтрами первого порядка, а затем — и к полному переосмыслению их конструкции.

То, что вы видите на лицевой панели Epos ES14N — не просто драйвер с «мопсом» (так Финк назвал неподвижный фазовыравнивающий элемент, который заодно служит и теплоотводом звуковой катушки). Его полипропиленовый диффузор имеет переменную кривизну и толщину для выравнивания градиента давления. В звуковой катушке (диаметр 36-мм, высота 18 мм) применяется двухслойная обмотка из медного провода на каркасе из стекловолоконного композита. В самом же приводе помимо основного магнита есть вспомогательное ферритовое кольцо и вставки из неодима, которые расширяют магнитное поле и устраняют изменения индуктивности катушки при ее смещении. Корзина у динамика пластиковая, с наполнением из стекловолокна для лучшего демпфирования. Предусмотрена нейтрализация вихревых токов, тщательно просчитан резиновый подвес (довольно свободный, кстати), крепежный фланец и т. д.

Твитер с увеличенным до 28 мм калибром купола имеет расширенную полосу в область средних частот с более гладким спадом.

До мелочей проработан не только главный драйвер, но и все остальное. Твитер с увеличенным до 28 мм калибром купола имеет расширенную полосу в область средних частот с более гладким спадом. Наклон лицевой панели служит для синхронизации твитера с мидбасом по времени отклика. Двойные стенки корпуса лучше подавляют внутренние резонансы. Особая стойка с мощной «ногой» (очень тяжелая, кстати) по максимуму нейтрализует корпусные вибрации…

Epos ES14NEpos ES14NEpos ES14NEpos ES14N

Единственная ретро-деталь — это утопленные клеммы под «бананы», закрепленные непосредственно в корпусе. Финк отказался от привычных терминальных панелей в пользу самого простого решения, потому что оно лучше для звука в силу меньшего числа контактных переходов. Правда, этот принцип сразу нарушается, если ваши кабели с «вилками» — для присоединения таких к ES14N понадобятся специальные адаптеры.

Пугающий реализм

Идеи, воплощенные в знаменитых студийных мониторах BBC различных серий, разработкой и производством которых занимались множество британских компаний (Harbeth, Spendor, Graham, Rogers…), растиражированы во многих конструкциях и часто преподносятся в рекламных целях как образцы настоящего «английского звука».

Динамический потенциал — одно из самых сильных достоинств мониторов. Ударная динамика — очень быстрая, резкая и реалистичная.

Уверен, что вы вычеркните многих из виш-листа, когда услышите ES14N. Сделанные немецким инженером системы, на мой взгляд, превосходят лучших из перечисленных выше по всем критериям: в ясности передачи любой тембральной фактуры, в широте частотного диапазона, в мощности и динамике, в микродинамической нюансировке и эмоциональной открытости.

Тональный баланс немного ярковат, отдельные тона в области 2 — 5 кГц на слух немного выделяются, но при этом у систем практически нет «зон невнятности» — по всему звуковому спектру они обладают ровным высоким разрешением. Это ощущается по естественной прозрачности, по узнаваемости каждого воспроизведенного образа, по какой-то запредельной для мониторов таких размеров четкости нижнего регистра.

Epos ES14NEpos ES14N

Похоже, Карл Хайнц сознательно стремился к наилучшему фазовому согласованию, а не к идеальной линейности АЧХ. К небольшой частотной неравномерности наш слух быстро адаптируется, а к рассогласованности драйверов — нет. Скорее наоборот, это то, что в не самых удачных конструкциях АС со временем начинает раздражать все больше и больше.

Нижний регистр начинается от 40 Гц, при этом мониторы самым достойным образом берут любой бас выше — он здесь не имеет ни искусственных оттенков, ни навязчивого характера. Но для этого нужен усилитель с очень хорошим контролем. Стоило уменьшить у тестового оконечника Т+А А200 глубину обратной связи, как бас заметно потерял в динамике.

У ES14N хватает угарного драйва, а где надо передать панч и глубину баса, то тут они могут сравниться и с напольными системами.

Динамический потенциал — одно из самых сильных достоинств мониторов. Ударная динамика — очень быстрая, резкая и реалистичная. На средних и высоких тоже царит такая конкретика, что хоть убавляй — колонки легко выдали весь боевой запал усилителя T+A.

Со сценой тоже никаких проблем: трехмерная картинка не самая глубокая, но очень собранная, каждый виртуальный образ очерчен, проработан и завершен. Некоторые до того реалистичны, что способны напугать слушателя — как встреча с «живой скульптурой» на улице.

Epos ES14N

Когда на ES14N воспроизводится джаз, симфоническая или камерная музыка, звучание кажется более открытым или выпуклым, более контрастным, чем на роке, прогрессиве или электронике. Обычно бывает наоборот: сбалансированные под мощную современную музыку системы становятся слишком бледными на акустических записях, а заточенные под классику звучат более агрессивно на тяжелом репертуаре. Здесь же — удивительная жанровая гибкость.

Отмечу и отсутствие зажатости или равнодушия, характерного для многих контрольных мониторов. У ES14N хватает угарного драйва, а где надо передать панч и глубину баса, то тут они могут сравниться и с напольными системами. Кстати, по «безбашенности» (в хорошем смысле) они немного напоминают большие классические мониторы, но намного их нейтральнее и не добавляют в звуковую картину лишней окраски.

Наконец, новые «Эпосы» очень информативны — причем именно музыкально, а не технически. В любом треке мгновенно читаются не только особенности студийной работы и сведения мастера, но также эпоха, атмосфера и даже признаки места, где делалась запись. Кроме музыкального замысла отлично проявляется идея аранжировщика. Если послушаете поздние альбомы Nirvana, которые многие критиковали за слишком мутное «гаражное» звучание, то с ES14N поймете, каким представляли себе настоящий гранж музыканты и продюсеры. И вот такая честность вместо имитации — практически на любой музыке. «Нирвану» я привел только как один из примеров.

Epos ES14N

СИСТЕМА

  • Ноутбук Apple MacBook Pro A2338
  • Сетевой проигрыватель T+A MP200
  • ЦАП T+A DAC200
  • Усилитель мощности T+A A200
  • Кабели
    • USB Oehlbach State of the Art Primus B USB 2.0 5м
    • межблочные Black Rodium Symphony 18 XLR
    • акустические Abby Road Reference Speaker
    • силовые ISOL-8 ISOLink
  • фильтр питания ISOL-8 Powerline Chromo

Epos ES14N

Производитель: Epos Loudspeakers (Германия)

https://epos-loudspeakers.com/products/es14n/

Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 40 — 23 000 Гц (-6 дБ), 33 — 25 000 Гц (-10 дБ) || Чувствительность: 87 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление (номинальное/минимальное): 6/4,3 Ом || Частоты раздела полос: 2700 Гц || Искажения: 0,2% (на 1 Вт) || Отделка: натуральное дерево, белая, черная || Габариты ШхВхГ: 250 х 491 х 385 мм || Масса 1 шт.: 15 кг || Цена за пару (на апрель 2023): 496 500 руб.

Источник: Salon AV

Посмотреть в каталоге: ES14N