Компания Epos Acoustics была основана инженером-конструктором Робином Маршаллом в 1983 году. Одна из первых моделей ES-14 получила настоящую популярность среди аудиофилов, а вслед за ней вышла более компактная и доступная модель Epos ES-11, которая заняла свое место в рейтинге лучших британских колонок всех времен. Благодаря этим акустическим системам фирма Epos и их автор вошли в историю Hi-Fi.
Сегодня мы подготовили для вас перевод интервью с Робином Маршаллом, проведенное в прошлом году студенческим аудиоклубом в университете Гонконга. Было взято с форума Pink Fish.
Вопрос: Вас, вероятно, лучше всего знают как основателя Epos и создателя продуктов под брендом Epos?
Ответ: Eposзанимал относительно короткий период в моей жизни. Я также занимался другими делами.
Вопрос: Тем не менее люди все еще говорят о моделях ES14,на различных аудиофорумах полно сообщений о них. В нескольких случаях я видел, что их сравнивают с лучшими современными продуктами.
Ответ: (Смеется.) Это очень лестно. Всегда приятно потешить свое эго.
Вопрос: Вы были связаны с какими-либо другими продуктами Epos, выпущенными после моделей ES11 и ES14?
Ответ: Совсем нет.
Вопрос: Вы интересуетесь текущим направлением и предлагаемыми продуктами Epos?
Ответ: Буду совершенно откровенен, я ничего не знаю о том, что происходит в Epos в наши дни. Это просто не входит в мои обязанности. Я знаю Майка Крика, владельца Epos, много лет и у меня есть все основания полагать, что он создает продукты, соответствующие современному рынку.
Вопрос: Вы все еще используете акустические системы Epos в своей собственной системе?
Ответ: Нет, я не использовал их уже много лет.
Вопрос: Что вы используете?
Ответ: У меня есть несколько различных акустических систем, которые я использую в разных частях дома. Я слушаю музыку на компьютере и для этого использую маленькие ближнепольные мониторы, собранные из всяких запчастей, которые у меня были под рукой. В своей основной системе я обычно использую JBL 1400 Array, хотя иногда достаю старую пару Yamaha NS1000.
Вопрос: Они лучше, чем ваши разработки для Epos?
Ответ: Конечно. По крайней мере, у JBL Array есть возможность справиться с динамикой современных записей.
Вопрос: Если бы вы вернулись в Epos и создавали акустические системы ES14 сейчас, вы бы поступили иначе, чем в прошлом?
Ответ: Я разработал ES14 более 25 лет назад, и с тех пор многое изменилось. Записанная музыка имеет больший диапазон частот, более высокую динамическую характеристику и меньше искажений. Системы воспроизведения, очевидно, должны соответствовать этому. У нас есть доступ к лучшим материалам и технологиям производства, и у нас есть вычислительная мощность, о которой я только мог мечтать, когда работал над ES14.
Физика, конечно, не изменилась, и все ограничения, которые существовали, когда я разрабатывал ES14, все еще актуальны. Изменилась наша способность работать в этих ограничениях и настраивать различные противоречащие друг другу параметры. Применение метода конечных элементов, например, позволило бы сократить время, затраченное на разработку магнитной системы ES14, и улучшить ее эффективность. Когда я разрабатывал ES14, я полагался в основном на интуицию и опытные оценки. Большая часть расчетов выполнялась с использованием программного калькулятора Hewlett-Packard HP41 и занимала целую вечность. Сегодня на это ушло бы всего несколько минут.
Мои взгляды и мои инженерные предубеждения мало изменились за 25 лет, но доступные инструменты, конечно, стали гораздо лучше. Я хотел бы думать, что сегодня могу создавать более качественные продукты, чем раньше.
Вопрос: Вы бы все еще использовали металлический купольный твитер сегодня?
Ответ: (Смеется.) Я уже старик и почти не слышу звуки выше 500 Гц, поэтому, вероятно, я бы оставил твитер за бортом.
Вопрос: А серьезно, вы часто отстаивали преимущества металлических купольных твитеров в прошлом. Вы все еще убеждены в их достоинствах?
Все твитеры имеют свои дефекты, так или иначе. Я фанат не столько металла для купольных твитеров, сколько материалов с высоким коэффициентом упругости. Просто так получилось, что большинство доступных материалов высокой упругости — это металлы.
Мне кажется, важно избегать деструктивных резонансов в диафрагмах драйверов высоких частот, если мы хотим иметь надежду на расширенную полосу пропускания и предсказуемые характеристики направленности. Большинство мягких купольных твитеров проявляют серьезное резонансное поведение, и лучшее, что мы можем сделать, это снизить добротность этих резонансов. Возможно, это приемлемое решение. А может,и нет. Я могу только сказать, что мне бы хотелось избегать резонансов вообще.
Когда я разрабатывал твитер ES14, я серьезно рассматривал вариант с бериллием, но мне пришлось признать, что просто невозможно произвести купол из бериллия без риска убить себя и всех, кто находится на фабрике. Времена изменились, и теперь я мог бы купить готовые бериллиевые купола из Китая за половину того, что стоило мне сделать алюминиевые. Использование бериллия для купола не было бы панацеей, но, безусловно, дало бы мне преимущество.
Вопрос: Минималистские кроссоверы — еще одна из ваших особенностей. Стали бы сегодняшние ES14 следовать этому пути?
Ответ: Простые кроссоверы предъявляют определенные требования к динамикам и во многих аспектах сложнее в настройке. В идеальном мире я бы использовал кроссоверы первого порядка электромеханического типа, потому что ничто другое не может сравниться с их временными и частотными характеристиками. Множество факторов должны быть правильно настроены, чтобы они работали верно, и это непростая инженерная задача. Зато это самый быстрый способ, который я знаю, чтобы выявить все недостатки, которые заложены в динамик!
Электрические кроссоверы первого порядка, разработанные в отрыве от характеристик динамика, это не то же самое, что электромеханические кроссоверы первого порядка. Как вы, наверное, знаете, они могут дать те же высокие характеристики в производительности, а могут не дать искомого результата.
Кроссоверы высокого порядка упрощают жизнь разработчика и, на первый взгляд, позволяют использовать неидеальные динамики. Однако я не уверен, что они не добавляют собственный набор дефектов в звучание. Меня всегда забавляет, когда вижу продукты с фильтрами четвертого порядка, описываемые как «фазово согласованные».Предполагаю, что они подчиняются физическим законам, отличным от тех, которые известны мне.
Вопрос: Колонки ES14 часто критикуют за их бас. Вы считаете, что с точки зрения опыта, ошиблись?
Ответ: Большая проблема с ES14 заключалась в том, что люди отказывались использовать их так, как я задумывал. Они всегда хотели верить, что это фазоинверторная конструкция, хотя на самом деле она ей не была. Конечно, порой они могли быть слишком басовитыми и плохо контролируемыми при использовании в таком режиме. Оценку, правильно ли я сделал, оставлю на ваше усмотрение.
Что я могу сказать в свою защиту, если вы решите, что я ошибся, так это то, что многое изменилось в мире с тех пор, как я разработал модель ES14, и не следует удивляться нахождению недостатков, когда она сталкивается с более высоким разрешением современного музыкального материала. Я бы, конечно, не ожидал, что пересяду со своей нынешней машины на машину, сделанную четверть века назад, без внесения коррективов в свое вождение и в свои ожидания.
Еще важно, что нельзя рассматривать низкочастотную характеристику колонки в отрыве от комнаты. Комната всегда является доминирующим фактором на низких частотах, если она недостаточно большая, чтобы иметь резонансные колебания за пределами полосы пропускания колонки. Любая колонка с достаточно объемным басом может столкнуться с проблемами в средней комнате ивсегда будет вероятность, что она звучит замечательно в одной комнате и ужасно в другой.
Лучшим решением, возможно, будет эквализация системы «колонка —комната». В моей основной системе я использую четыре сабвуфера, чтобы согласованно возбуждать резонансыкомнаты, и использую параметрический эквалайзер, чтобы снизить влияние комнаты. Одна замечательная вещь на низких частотах —если вы заботитесь о частотной области, автоматически заботитесь и о временной.
Вопрос: Есть ли у вас интерес разработать продукт, подобный ES14, но с использованием современных технологий?
Ответ: На самом деле не особо. В последнее время у меня мало интереса к Hi-Fi, и я знаю мало о современных тенденциях. Мое внимание больше обращено на профессиональное аудио.
Вопрос: Где-то я прочитал о вашей репутации коллекционера музыки огромного масштаба и разнообразия. Музыка по-прежнему важна для вас?
Ответ: Абсолютно. Ничего не изменилось. Я все еще считаю, что технологии на службе у музыки, а не наоборот. Как она звучит —это все еще самый важный вопрос, который я могу задать себе.
Вопрос: Ваша музыкальная коллекция на виниле или CD?
Ответ: Смесь из обоих. Она также все больше переходит на жесткий диск.
Вопрос: Я знаю, что раньше вы использовали проигрыватель винила Linn LP12, но сейчас уже нет. Это меня удивило, так как считалось, что LP12 —это своеобразная легенда. Какой проигрыватель вы используете сейчас?
Ответ: Я владел LP12 несколько лет, но стал все более разочаровываться в его ограничениях в плане производительности. Мне кажется, что репутация LP12 была построена на ерунде, и миф обещал нам больше, чем могла предложить реальность. Я вернулся к проигрывателю Garrard 401, которым владею уже много лет. Я уверен, что современные инструменты точной механики могут создать что-то лучшее, но я просто не нашел времени изучать то, что предлагается на рынке в настоящее время.
Вопрос: А что насчет Naim Audio?
Ответ: Я все еще являюсь большим поклонником продукции Naim, которую использую в своих собственных системах. У меня есть один из их CD-плееров и несколько усилителей мощности NAP250. NAP250 —это хороший, надежный продукт, даже если его схемотехника не сильно отличается от типовых решений. Я всегда считал, что Naim уделяют большое внимание основам, и это проявляется в надежности и последовательности их продуктов.
При этом я не ограничиваюсь только продукцией Naim. У меня было множество различных усилителей на протяжении многих лет, и мне все еще нравятся ламповые усилители. Эта предпочтение у меня возникло еще в мои школьные годы, когда я тратил все свои деньги в магазинахHL Smith на Edgware Road на покупку комплектов для сборки различных конструкций фирмы Mullard.
Вопрос: Как бы вы себя категоризировали? Вы физик? Звуковой инженер? Дизайнер продукта?
Было бы претенциозно соотносить себя с одной из этих профессий. Я человек ищущий знаний. С каждым последующим годом я узнаю немного больше, а затем понимаю, что знаю еще меньше, чем раньше. В день своей смерти, возможно, мне придется признаться, что эта удивительная обратная спираль привела к тому, что я вообще ничего не знаю.
Посмотреть в каталоге: ES14N